Особенности передачи ОРВИ при авиаперелетах

Особенности передачи ОРВИ при авиаперелетах

Сегодня самолеты становятся для нас привычным транспортным средством. Услугами авиаперевозок во всем мире ежегодно пользуются миллиарды людей. Они за считанные часы преодолевают тысячи километров и оказываются в других городах, странах или континентах. Конечно, мобильность людей способствует прогрессу и экономическому развитию, но не следует забывать, что именно так создаются благоприятные условия для распространения различных инфекций, в том числе ОРВИ. Как противостоять этому, и какие меры профилактики необходимо предпринять?

Факторы, способствующие передаче ОРВИ в самолете

Данные о распространении респираторных инфекций в самолетах до недавнего времени были весьма ограничены. Растущая мобильность людей и популярность авиаперелетов послужила основанием для более тщательного изучения этого вопроса. Целый ряд исследований показывает, что в самолете создаются идеальные условия для распространения респираторных инфекций.

Во-первых, коммуникация с большим количеством людей - пассажиры самолетов длительное время вынуждены находиться в замкнутом пространстве в непосредственной близости друг к другу. Они также тесно контактируют в залах ожидания до и после полета. И это самый главный и значимый фактор, который способствует передаче респираторной инфекции*.

Во-вторых, внешние условия, способствующие быстрому инфицированию - как показывают исследования, мельчайшие частицы, выбрасываемые при чихании и кашле, разлетаются на огромные расстояния и могут находиться в воздухе достаточно долго во взвешенном состоянии. Если в помещении чихает больной, инфекция способна распространиться на все закрытое пространство, включая самые отдаленные участки. Воздух в салоне самолета сухой, разряженный, что еще больше способствует распространению микрочастиц при чихании**.

Салон самолета постоянно вентилируется, и воздух частично обновляется (свежий стерильный воздух забирается снаружи, нагревается и проходит очистку через систему HEPA-фильтров). Это значительно снижает риск заражения. Но соотношение объемов обновляемого и рециркулирующего воздуха пока не регулируется определенными стандартами, соответственно, сохраняется риск инфицирования пассажиров. Между тем, система обеспечивает циркуляцию воздуха в условиях замкнутого пространства, что повышает шансы пассажиров заразиться в течение нескольких часов полета*.

В-третьих, реакция организма на авиаперелет - сухой воздух салона самолета влияет на слизистую оболочку носа и горла, уменьшая ее способность противостоять инфекциям. Во время полета атмосферное давление внутри самолета снижается, в результате гипобарической гипоксии у человека увеличиваются частота и глубина дыхания, а вместе с этим возрастает и вероятность заражения***.

Кроме того, так или иначе, полет – это в той или иной степени стресс, который ослабляет организм и делает его более восприимчивым к инфекциям.

Источники:
*(Alexandra Mangili, MD, Dr Mark A Gendreau, MD. «Transmission of infectious diseases during commercial air travel» – The Lancet, 2005; Мар 12-18; 365 (9463): 989-96).
** (Violent expiratory events: on coughing and sneezing - Journal of Fluid Mechanics, 2014; doi: 10.1017/jfm.2014.88).
***(Aaron Smith, MD. Infection Transmission During Air Travel - The NYU Langone Online Journal of Medicine «Clinical Correlations» - http://www.clinicalcorrelations.org/?p=7698).
Фото: mosco.walk.ru.

Обратная связь