Сегодня самолеты становятся для нас привычным транспортным средством. Услугами авиаперевозок во всем мире ежегодно пользуются миллиарды людей. Они за считанные часы преодолевают тысячи километров и оказываются в других городах, странах или континентах. Конечно, мобильность людей способствует прогрессу и экономическому развитию, но не следует забывать, что именно так создаются благоприятные условия для распространения различных инфекций, в том числе ОРВИ. Как противостоять этому, и какие меры профилактики необходимо предпринять?
Факторы, способствующие передаче ОРВИ в самолете
Данные о распространении респираторных инфекций в самолетах до недавнего времени были весьма ограничены. Растущая мобильность людей и популярность авиаперелетов послужила основанием для более тщательного изучения этого вопроса. Целый ряд исследований показывает, что в самолете создаются идеальные условия для распространения респираторных инфекций.
Во-первых, коммуникация с большим количеством людей - пассажиры самолетов длительное время вынуждены находиться в замкнутом пространстве в непосредственной близости друг к другу. Они также тесно контактируют в залах ожидания до и после полета. И это самый главный и значимый фактор, который способствует передаче респираторной инфекции*.
Во-вторых, внешние условия, способствующие быстрому инфицированию - как показывают исследования, мельчайшие частицы, выбрасываемые при чихании и кашле, разлетаются на огромные расстояния и могут находиться в воздухе достаточно долго во взвешенном состоянии. Если в помещении чихает больной, инфекция способна распространиться на все закрытое пространство, включая самые отдаленные участки. Воздух в салоне самолета сухой, разряженный, что еще больше способствует распространению микрочастиц при чихании**.
Салон самолета постоянно вентилируется, и воздух частично обновляется (свежий стерильный воздух забирается снаружи, нагревается и проходит очистку через систему HEPA-фильтров). Это значительно снижает риск заражения. Но соотношение объемов обновляемого и рециркулирующего воздуха пока не регулируется определенными стандартами, соответственно, сохраняется риск инфицирования пассажиров. Между тем, система обеспечивает циркуляцию воздуха в условиях замкнутого пространства, что повышает шансы пассажиров заразиться в течение нескольких часов полета*.
В-третьих, реакция организма на авиаперелет - сухой воздух салона самолета влияет на слизистую оболочку носа и горла, уменьшая ее способность противостоять инфекциям. Во время полета атмосферное давление внутри самолета снижается, в результате гипобарической гипоксии у человека увеличиваются частота и глубина дыхания, а вместе с этим возрастает и вероятность заражения***.
Кроме того, так или иначе, полет – это в той или иной степени стресс, который ослабляет организм и делает его более восприимчивым к инфекциям.
Источники:
*(Alexandra Mangili, MD, Dr Mark A Gendreau, MD. «Transmission of infectious diseases during commercial air travel» – The Lancet, 2005; Мар 12-18; 365 (9463): 989-96).
** (Violent expiratory events: on coughing and sneezing - Journal of Fluid Mechanics, 2014; doi: 10.1017/jfm.2014.88).
***(Aaron Smith, MD. Infection Transmission During Air Travel - The NYU Langone Online Journal of Medicine «Clinical Correlations» - http://www.clinicalcorrelations.org/?p=7698).
Фото: mosco.walk.ru.